kirill_kvs


Крылатый металл Красноярья


Previous Entry Share Next Entry
ТУ-154Б-1 RA-85165 на учебной авиационно-технической базе СибГАУ: прикоснуться к Легенде
kirill_kvs


  Мечтам свойственно сбываться.
В аэропорту Емельяново есть место, неизбежно манящее любителей отечественной авиации - это Учебная Авиационно-техническая база Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) им. академика М.Ф. Решетнёва. Территория закрытая от посторонних глаз, и попасть туда никогда особой надежды не было. Однако, недавно звезды сжалились над тремя одержимыми авиафотографами. Общими усилиями пресс-службы и администрации аэропорта, а также при активном содействии ребят с Факультета гражданской авиации и таможенного дела нам с gisman и alexei_astr удалось не только побывать в этом музее под открытым небом, но и поприсутствовать при запуске двигателей ТУ-154.

 Сразу предупреждаю, репортаж получился большой: по плану мы заберёмся наверх ко второму двигателю, сползаем в задний техотсек по следам фильма "Экипаж", пройдемся по салонам, посмотрим запуск двигателей снаружи и внутри, а также работу механизации крыла. Будет много детализации и матчасти. В посте присутствуют несколько видеофрагментов, не претендующих на качество, но рекомендуемых к просмотру для полноты картины. Если не жалко потратить 10 минут драгоценного - приступим.

Итак, главным героем сегодня у нас будет Ту-154Б-1 RA-85165 год выпуска -1976.

1

KrasAir (AirUnion)/СибГАУ | ТУ-154Б-1 | RA-85165

От рождения это "Бэшка", доработанная до модификации Б-1.
В 80-е годы самолёт носил на борту символику Олимпийских игр в Москве.
Борт совершил свой последний рейс в Норильск. По прилёту - встал на хранение в Емельяново, а в 2003 году был передан в УАТБ СибГАУ.
Силами студентов и преподавателей университета самолёт содержится в отличном техническом состоянии и будет готов к полёту при минимальном объеме технического обслуживания и проверок.

В рамках летней практики студенты Факультета гражданской авиации совершенствуют свои знания и навыки в работе с материальной частью самолёта, в программе практики помимо всего прочего - запуски двигателей. Запуски выполняются студентами самостоятельно, под руководством преподавательского состава.

С чего начинается общение с самолётам? Правильно, с расчехления двигателей. Силовые установки на Ту-154 расположены высоко, простой стремянкой не обойдёшься. Чтобы добраться до воздухозаборника второго двигателя применяется вот такая сложносочинённая стремянка с гидроприводом, именуемая в обиходе "гусь".

2


3


Поверх Красного знамени когда-то был нанесён, а позже смыт Триколор

4


А поверх эмблемы Аэрофлота был наклеен логотип KrasAir
5


Чехлы сняты

6


Самолёт заземлён

7


Внешнее питание подключено

8


9


Не забываем, что перед нами самолёт модификации Б-1 с более старыми и прожорливыми двигателями НК-8-2У.
Тяга одного двигателя на взлетном режиме - около 10,5 тонн

10

Турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8-2У

Здесь нет привычных глазу створок реверса, как на Ту-154М с двигателями Д-30-КУ-154, зато есть вот такое реверсивное устройство.  Реактивная струя при торможении направляется под 45 градусов вверх и вниз по ходу движения самолёта.
Аналогичную картину можно увидеть на Ил-62 с той лишь поправкой, что там стоят НК-8-4 с бОльшей тягой

11


Пока гусь на месте - ползём наверх!
Вид сверху - он конечно всегда лучше

12


Но прежде всего это уникальная возможность заглянуть в тоннель второго двигателя.

13


14


15


16


С любого ракурса Полтинник удивительно изящен

17


18


19


В мотогондолах тем временем идут последние проверки:

20


Пока есть немного времени - заглянем в хвостовой технический отсек, там много интересного:
21


Это огнетушители системы пожаротушения двигателей: 6 баллонов, или 2 очереди на каждый двигатель. Очереди разряжаются бортинженером с пульта. Есть еще первая очередь, срабатывающая в автоматическом режиме, эти огнетушители расположены в другом месте.

22


Повторюсь, борт в отличном техническом состоянии, так что и система пожаротушения здесь не для "наглядного пособия", а заряжена и содержится в боевой готовности, чтобы в случае чего за секунды сбить в двигателе разбушевавшееся пламя

23


Здесь же под полом спрятались аккумуляторы

24


Из багажника наверх, ко второму двигателю ведет люк. Локация небезызвестная: помните как в "Экипаже" бортинженер Игорь Скворцов предлагает "прорубить гермошпангоут, выйти в хвостовой отсек, попасть в канал воздухозаборника и через него добраться до трещины и попытаться вернуть на место задравшуюся обшивку"?
Гермошпангоут мы рубить не будем, но в остальном же маршрут к спасению самолёта можно оценить.

25


В отсеке - многочисленные электронные блоки и автоматы защиты. Сверху - канал второго двигателя и тот самый, ставший легендарным благодаря первому советскому фильму-катастрофе люк канала воздухозаборника. Его можно увидеть и на 13 фото, стоит только присмотреться

26


На деле миссия, конечно, практически невыполнима, ибо не только набегающий поток воздуха и холод, но и весьма скромный размер лаза, а также вращающиеся с чудовищной скоростью лопатки компрессора двигателя не оставили бы герою никаких шансов.

27


За спиной - многочисленные гидромагистрали и жгуты электропроводки. Тросы-тяги через систему блоков уходят от РУДов прямо в двигатели.

28


Матчасть конечно дело интереснейшее, но ребята уже готовятся к запуску, так что заглянем в кабину:



29


Практика проходит под чутким руководством преподавателя Василия Васильевича Очкина: во многом именно благодаря ему съемка стала возможной. Спасибо!
А еще очень приятно было наблюдать за работой настоящего Профессионала, знающего и любящего самолёт, и, что немаловажно, умеющего показать своим примером и научить новое поколение грамотных авиационных инженеров.

30


В кабине начинается подготовка к холодной прокрутке двигателей. Объективный контроль никто не отменял, поэтому обновляем данные на индикаторе текущего времени ИТВ и пульте бортового параметрического самописца МСРП-64. Никакой бутафории и работы "для галочки", переговоры и параметры работы оборудования исправно пишутся на магнитную ленту.

31


Контроль исправности системы пожаротушения двигателей

32


Беспрестанно крутятся галетники, выбирая группы датчиков для проверки, щелкаются тумблеры, загораются и гаснут табло. Работа на Ту-154 всегда немного похожа на магию. Ни на одной иномарке нет такого внушительного алгоритма проверки систем.
А вы смогли бы запустить движки на Туполе? Ребята вот - могут.

33


Ожидали увидеть большую красную кнопку ЗАПУСК?
Как бы не так, это самолёт, а не пусковая установка.
Результирующая кнопка, которая и дает команду стартеру скромно притаилась под дверцей на соответствующей панели.
В данном случае все готово к холодной прокрутке третьего двигателя:

34


Увидеть "живой" пульт бортинженера - теперь из обыденности это становится настоящей удачей

35


Пока ребята готовятся - заглянем в салон
Первый пассажирский салон во вполне себе достойном состоянии

36


37


А вот второй салон - пуст.
Багажные полки в "Бэшке" еще открытые ,как в автобусе. А вот в "Эмке" их закрыли дверцами, как это сделано в большинстве самолётов. Оно, и эстетичнее и безопаснее, конечно.

38


Через люк на полу из второго салона можно попасть во второй же багажный отсек.
Под полом - топливопроводы от расходного бака к двигателям.

39


В самом хвосте, у туалета обнаружились панели с автоматами защиты сети.
Перед конструкторами стояла задача уместить в самолёте огромное количество электронных блоков, автоматов, жгутов проводки, дублирующих систем. Все элементы - аналоговые и по нынешним меркам - громоздкие, поэтому любой нише под обшивкой найдено применение. Вообще с технической точки зрения самолёт (да и не только Ту-154) - это образец рационального использования пространства.

40


41


42


Кухня:

43


Упс, трубка переговорного устройства испарилась, некомплект

44


В салоне предусмотрены вот такие съемные колыбельки для младенцев:

45


46


Никаких тебе капиталистических ABCDEF - только наши, родные АБВГДЕ!
Интересно, что стюардессу в англоязычном варианте обозвали hostess - администратор, вроде как. Из любопытства заглянув на Вики, посмотрел определение:
Хостес - лицо компании, администратор. Хостес должны привлекательно выглядеть, быть учтивыми, а также в большинстве случаев овладеть одним или несколькими иностранными языками. То есть сначала - лицо компании, а потом уже "вам курицу или рыбу", не путайте!
Хотя в Як-42 вот немного иначе

Суровые стальные вешалки на кольцах - чтоб по салонам не летали в случае чего

47


А тем временем в кабине:
- "Земля - кабина, запуск первого двигателя"
- "Кабина, запуск первого двигателя. Зона запуска свободна, запуск разрешаю."

48


Кстати, полную видеоверсию в скором времени смотрите у alexei_astr!



49


50


"Бэшку" не постигли чудеса модернизации, на панели нет чужеродных панелей компьютера FMC, системы предупреждения столкновений в воздухе TCAS, спутниковой навигации KLN-90, как в "Эмке", зато центральную часть занимает метеолокатор "Гроза"

51


52


53


54


Кнопка контроля ламп творит чудеса, можно увидеть всё и сразу:

55


Да, я не удержался :)

56


57


58


Рабочее место бортинженера. На первый взгляд - разбегаются глаза, на самом же деле все строго упорядочено и разделено на сектора.
Катастрофически сложного ничего нет, всему можно научиться. Ну и не забывайте, что Ту-154 всегда считался одним из самых сложных для освоения гражданских самолётов и требовал высокого профессионализма и слётанности экипажа.

По клику здесь доступен полноразмер другого ракурса в разрешении 5000 точек, а вдруг надо кому?

59


60


Пульт управления двигателями. Слева - рычаги останова двигателей (РОД), справа - РУДы

61


Перед тем как покинуть уютную кабину - прогуляемся по самолёту, от хвоста до носа:



У Полтинника довольно хитрые основные стойки шасси. Амортизация осуществляется не только самой стойкой, но и амортизирующим подкосом. Под нагрузкой стойки оседают и сдвигаются назад, поэтому загруженный самолёт всегда немного "приседает" на хвост. В отличии от большинства летающих ныне типов ВС шасси убираются не "под себя", а назад по полёту в специальные гондолы, сами тележки в гондолах находятся "вверх ногами".

62


На "Эмке" внешнее колесо первой пары подруливает при развороте, уменьшая его радиус, здесь такой роскоши еще нет.

63


И в завершение, работа механизации крыла. На фото внутренние закрылки выпущены на максимально возможный угол 45 градусов, это посадочное положение.
Сверху виден винтовой подъемник закрылка.

64


Дубль раз:



Дубль два:



Вот такой замечательный самолёт. Эпоха его неумолимо уносится в прошлое, но не будем о грустном. Хотелось бы верить, что время будет не властно над этим бортом, и он еще долгие годы будет радовать нарастающим гулом стартующих двигателей будущих специалистов гражданской авиации, укрепляя в них веру, что они выбрали правильный путь.

65


Съемка была бы невозможна без совместных усилий большого числа людей, поэтому искреннюю признательность выражаю:
- руководству аэропорта "Емельяново"
- лучшему пресс-секретарю всея Руси, Ксении Квятковской
- службе авиационной безопасности "Емельяново"
- преподавателю СибГАУ Василию Васильевичу Очкину
- студенту Факультета Гражданской авиации и Таможенного дела Руслану Сирота ;)

На сегодня всё.
Всем осилившим, да и просто долиставшим до конца - спасибо за внимание!



Отлично, Кирюх! Через твои фотки запуска из кабины больше внимания на детали.
Интересно что советский флаг не стерся. Красили по-другому видать :) Ну и в целом, удалось здОрово охватить и передать всю сложность и находчивость устройства самолета.

Спасибо! :)
Ну у тебя то зато какая полнометражка будет, прям жду-не дождусь. С флагом кстати правда интересно, триколор смылся, а красное поле под ним - нет. Ну это как с тем Свистком, импортной краской покрашенным, ты помнишь :))
Матчасть Туполевскую я люблю, даже очень, с удовольствием развернулся бы еще на репортажик про механизацию отдельно, например. Так же вот, из кабины и с улицы :)

Потрясающий пост! Так удалось передать чувство живого борта! Просто океан положительных эмоций, и низкий поклон и уважение всем перечисленным людям, благодаря которым этот пост состоялся!

Михаил, вот спасибо за добрые слова! Мне было не менее приятно работать над репортажем, самолёт того стОит :))

"Потрясающий пост! Так удалось передать чувство живого борта!" А что еще добавить?

Классный репортаж! Всегда хотел заглянуть в сопло 2го движка. Теперь знаю как это выглядит!)

Спасибо!! Да-да, мне тоже было жуть как интересно, а то написано же везде "S-образный канал", а как на самом деле выглядит - непонятно :)

интересно и познавательно
молодцы

Спасибо за отзыв!

Супер! Множество детальных фото, погружение в атмосферу Ту максимально полное, даже как будто немного учуял его специфический запах.
Ребятам можно только позавидовать что у них есть такая техническая база. Ну и конечно пожалеть, что учатся на снятых с эксплуатации типах.

Благодарю! Погружение ,пожалуй, излишне объемное, но укоротить никак не удавалось :)
Касательно обучения на Туполеве...с одной стороны да: обучение на типе, которого в мировом небе осталось уже меньше сотни единиц - вроде как знания в стол. По хорошему им иметь бы в хозяйстве B737, например, пусть даже и не NG, классику. Это уже конкретные навыки, которые можно применить потом в бою. С другой стороны, да пусть лучше уж так! Я уверен, что в стране достаточно профильных вузов, студенты которых максимум что видели - двигатель в виде наглядного пособия в учебном классе. Ту5 хоть и почти история уже, но основные понятия о том как работают системы самолёта ребята получат. И может оно и лучше даже, здесь минимум автоматики и больше работы руками. Ну и авиакомпании тоже все понимают, конечно, и переучивают потом ребят как им надо.

Посмотрел видео запуска: характерный звук воздушного стартера ни с чем не спутаешь, сразу ясно, перед тобой Б-шка)))

О да, стартёр взвывает очень характерно, правда :)

Представляю какой это большой труд, столько фоток, и все с пояснениями, да ещё видео для полноты картины, круто! Молодец Кирилл!

В видео когда ты поднимался в кабину, думал она пуста, а тут ты такой заходишь, а там полна горница гостей :-)

Спасибо, Андрей! :)
Я представляю какой это большой труд все прочитать, да еще не полениться видюшки потыкать.. %)))

Я как большой фанат Ту-154 с удовольствием два раза посмотрел твой пост, потому что сам своими глазами увидел в тот день намного меньше. :)
Ширик раскрыл себя в таких съёмках на все стопицот, мне теперь своих кропнутых 15мм стало срочно не хватать..
Видео вываливания механизации просто потрясное, я это всё со стремянки издалека смотрел, у вас ракурсы кручее! :)
Пойду вконтакте сделают репост, уж очень мне понра, пусть другие повтыкают! ;)

Юхуу, респект фанату Туполя ;))
Молоток!два раза прочитать все это добро даже я сам бы, пожалуй, не осилил %))) Видео здорово оживляет репортажи, вот только над техникой съемки нужно поработать ))

Обалденно, Кирилл!!! Действительно запуск двигателя, это не кнопку ПУСК нажать, целые процедуры контроля различных параметров... Видео очень оживили представления по фотографиям!!! Спасибо!!!

Благодарю! Рад, что все не зря ;)

Очень здорово!!! Отличный пост! Тросы-тяги всегда хотел увидеть. Спасибо!)))

Благодарю! да, я тоже впервые увидел, интересно )) А еще мы в Ан-26 лазили, там обшивки нет в салоне и по потолку целые косы тяг к движкам и в механизацию. Я знал что это так и есть, но все равно интерееесно )) Коллеги мои покажут вскоре :)

Отличный репортаж! Спасибо!

Спасибо, что почитали! Весьма рад, что понравился репортаж ;)

Молодцы! Я сейчас тоже пробиваю посещение площадки учебной со старыми самолетами ОЛТУГА!
С удовольствием фото посмотрел

Летнее утро в Емельяново

Пользователь pyx_pyx сослался на вашу запись в своей записи «Летнее утро в Емельяново» в контексте: [...] УАТБ СибГАУ им. Решетнёва, где мы были не так давно [...]

Огромное спасибо за такой интересный репортаж!

Рад, что угодил :) Спасибо, что заглянули!

?

Log in

No account? Create an account