?

Log in

No account? Create an account

kirill_kvs


Крылатый металл Красноярья


Previous Entry Share Next Entry
Игарка. Город и люди
kirill_kvs

Слетал я тут по рабочим нуждам в Игарку, о чем немножко расскажу, в картинках, само собой.
Поговорим о том что же такое эта легендарная Игарка, вспомним ее лучшие годы, посмотрим на Игарку сегодняшнюю.
И да, самолеты тоже будут. Несмотря на некоторые трудности споттинг в Игарке состоялся :)
Все фото кликабельны до традиционных 1400pix по длинной.

Игарка, "мать городов сибирских", "форпост культуры на Севере". Город расположен в 1300 км по прямой к северу от Красноярска, за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город получил название по имени местного рыбака Егора Ширяева, которого местные жители называли Егоркой. "Егорка" каким то непостижимым образом трансформировался в "Игарку". Город в современном понимании этого слова основан в 1931 году.
  В свое время это был один из крупнейших в мире северных морских портов, градообразующее предприятие - Игарский Лесопильно-перевалочный комбинат - поставлял на экспорт до полутора миллионов кубометров высокосортного пиломатериала ежегодно.
  Отдельная, и далеко не светлая страница в истории города - стройка №503, "дорога на костях" или "мертвая дорога", часть недостроенной Трансполярной магистрали, участок Пур-Игарка. Сталинский проект по строительству силами политических заключенных железной дороги от берегов Баренцева моря до Чукотки, унесший жизни десятков тысяч людей, и, впоследствии заброшенный.

  Итак, ранее утро, российский терминал родного а/п "Емельяново". Посадочный талон в кармане, багаж сдан, бегом на излюбленный споттерами балкон. Честно говоря, не планировал снимать, но тут такое дело, приземлился и зарулил на рд Чарли Ил-86 имени знаменитого летчика Владимира Коккинаки, а тут еще и Эрбас а/к "Россия" на литерную стоянку загнали, а это ж считай "под окнами", вобщем руки понятулись к фотику









Антошки спят. С одним из них мы встретимся уже в Заполярье.



  Итак, долго ли-коротко ли, ATR 42-500 а/к "Таймыр" рейсом 81 унес меня в далекое Заполярье.
Это мой первый в сознательном возрасте полет "на винтах". Вдвойне было приятно лететь на самолете, так полюбившемся уже по съемкам в Емельяново. Бортовой кстати VQ-BKO, у красноярских споттеров однозначно полно кадров с его участием. Летел с радиосканером, за бортом минус 32 Цельсия, солнышко в иллюминатор, диспетчеры контроля передают борт друг другу, красота вобщем :)

  И вот в 10:30 утра я уже в аэропорту г. Игарка, получил багаж и бегом на паром, как бы не опоздать
Паром? Да, именно паром, дорогие мои. Приятная особенность аэропорта - он находится на острове, сам город на материке. Но обо всем этом чуть позже.

  Раскидавшись быстренько с работой, отправляемся, конечно, изучать окрестности. Сразу оговорюсь, времени у меня было по факту совсем немного, всего несколько часов до парома, поэтому очень многое посмотреть не удалось. В частности, не попал я, к сожалению, в уникальный Музей Вечной мерзлоты, хотя так хотелось. Ну да ладно, будет повод вернуться.

  Одна из центральных площадей города. Памятник Войнам-Победителям, почта, переговорный пункт, местный телеканал, универсам. Все как у людей.







  Город построен на вечной мерзлоте. А что такое вечная мерзлота? Правильно, грубо говоря это грунт, в котором вода находится в форме льда, и не тает. Никогда. Для наглядности сходите-ка на сайт Музея Вечной мерзоты http://igarka-permafrostmuseum.ru/, да посмотрите фотки, там есть очень наглядные примеры такого бутерброда вода/грунт.

Ну вот с таянием все немного сложнее. Дело в том, что верхний слой грунта в теплое время года все-таки прогревается. Само собой, лед по такому случаю тает. А вода, как вы знаете, в жидком состоянии занимает меньший объем, нежели в твердом. И вот тут начинаются проблемы, ибо грунт приходит в движение, слои перемешиваются, где-то появляются возвышенности, где-то провалы, насыщенные водой массы сползают вниз по склонам по мерзлотному слою. По научному вся эта ерунда называется "криогенные деформации". В общем почва для строительства, прямо скажем, не комильфо.

Но есть выход - строить на сваях, что и сделали доблестные строители Игарки. Сваи забиваются на глубину мерзлотного слоя, туда, где агрегатное состояние воды никогда не меняется. В ледышку, короче. И такому дому пофигу мороз нестрашны уже все эти проблемы с движением грунтов. Вообще Игарка долгое время была этаким полигоном для испытания технологий строительства на мерзлотных грунтах. Да может и сейчас тут чего-нибудь испытывают еще, кто ж его знает.

  С мерзлотой шутки плохи. Одна из причин почему происходит так, как на фото ниже - изношенные коммуникации. Прорыв трубы, вода попадает под сваю, замерзает, льдом сваю ломает, либо просто выдавливает наверх.
Вас все еще не устраивает ваша квартира?









Эти ребята везде



  В Игарку уже с начала 1930-х ссылали неугодных. Ну и в 1937-м работы у местного отдела НКВД, сами понимаете, прибавилось.
И тут возникла некая проблема: зимой городок не имел никакой связи с Большой землей кроме телеграфа, а арестантам надо было как-то выносить приговоры, без приговора ведь к стенке не поставишь, не по-людски как-то...

  Приговоры в то время выносили так называемые "особые тройки НКВД". Это такой внесудебный орган, комиссия из трех человек, которая рассматривала уголовные дела и наматывала судьбы людей на маховик "правосудия". На деле все проходило заочно, никаких рассмотрений, никаких протоколов, 3 страницы в деле и 3 подписи под постановлением "расстрелять".  Но процедуру то надо было соблюсти, как без этого. Ну и ближайшая такая "тройка" была в Красноярске.

  Революционную смекалку не спрячешь, и тут на помощь пришел тот самый телеграф. В адрес "тройки" в Красноярск отбивалась телеграмма-молния: "Принятыми оперативными мерами на территории города Игарка выявлено и арестовано 25 врагов народа (пофамильно). Просим Вашей санкции для применения высшей меры социальной защиты". Ответ приходил скоро, и был тоже по-телеграфному кратким: "Высшую меру социальной защиты, расстрел для врагов народа (пофамильно) санкционируем. Точка".
Это такой хрестоматийный факт, даже в учебниках каких-то вроде есть.

А вот это городской водопровод. Построен, смею предположить, в начале 60-х





Сейчас параллельно со старым прокладывают нитку водопровода нового. На фото труба еще без утепления



Такая картина повсеместно. Деревянная Игарка горит дом за домом, восстанавливать особо некому. Или незачем.



  В нескольких местах по городу штабелированы железобетонные плиты, снятые с разбираемых зданий многострадального Игарского ЛПК. Плитами будут укладывать городские дороги. В настоящий момент большинство городских дорог либо грунтовые, либо плитные, коих гораздо меньше. Асфальт в таких природно-климатических условиях живет недолго.



  А вот его я давно хотел увидеть своими глазами. Ли-2 на улице Барбашова, установленный в Память о покорителях северных воздушных трасс. После войны самолеты этого типа стали поступать в Игарский авиаотряд, Летали на Диксон, мыс Костистый, возили строителей и грузы для строящегося Норильского Горно-металлургического комбината. Воистину самолет-труженик. Этот борт был последним летающим Ли-2 Игарского авиаотряда, поставлен на вечную стоянку в 1979м году. Сохранилась оригинальная регистрация, СССР-04220.









У меня еще оставалось минут 40 в запасе, и я спустился на берег. Привет, Енисей!

[Спуститься со мной к водичке...]

По берегу разбросано множество самых разных лодок. в большинстве своем это проверенные временем "Казанка", "Обь", "Прогресс". Моторы стоят правда японские, что и неудивительно. "Вихрь" больше не в почете, много ест и часто ломается.
Рыбный промысел здесь - не баловство, а способ выживания. Игарка - и город рыбаков тоже.



























Пепелац? Неет, это просто "шкафчики" для снастей. По берегу полно их, самых причудливых конструкций и форм









Это Игарский морской порт. Ну, то что от него осталось, точнее.
Долгое время это был крупнейший в мире лесоперевалочный порт - более миллиона кубометров древесины за навигацию.
Стооп. Морской порт? Лесная промышленность? В Заполярье то? Да все просто. Древесина в плотах сплавлялась с Ангары по Енисею, здесь, на Игарском ЛПК осуществлялась переработка с дальнейшей отгрузкой в морские суда. Да, именно в морские, судовой ход на Енисее позволяет судам из океана заходить вглубь материка до Самой Игарки.
В настоящее время порт в упадке, ЛПК мертв, судам больше незачем заходить сюда. Есть надежда что что-то поменяется с разработкой Ванкора (это надежда не столько порта, но и всей Игарки в целом), но пока...


Вид на порт и Играскую протоку.
По клику  - 10 000 pix по длинной стороне:



За портом - руины Игарского Лесопильно-перерабатывающего комплекса, справа на панораме виден кусочек острова, на котором расположен аэропорт



Удивительно для меня, деревянный баржа. Сколько лет ей, интересно? Скорей всего она помнит еще 503 стройку...





И еще одна





Автобус через 15 минут, пора бы я на остановку.

Да, расскажу о пароме.
  Действительно, аэропорт Игарка находится на острове Игарском, там же располагается еще какой-то совхоз, ну и теперь кой-какое хозяйство Ванкора еще, в том числе гостиница, в которой я остановился. На остров с материка и назад ходит паром, 4 или 5 раз за день. Билет стоит на человека 65 рублей, на легковушку рублей 200 вроде. Время в пути минут 10-20 минут, в зависимости от направления. Зимой по льду протоки организован зимник. В межсезонье и ледоход единственная связь острова с материком - вертолет.









Пристань.
Наверху виден ПАЗик, маршрут №2 "Администрация - Паром". Один из двух автобусов в городе. билет 15 рублей кстати, как в Красноярске. За ним виднеется крыша сарайчика - автобусной остановки. Почти все остановки деревянные, самый доступный стройматериал все-таки. Раньше были покрашены, видимо, радостно, сине-красно-зеленые полосы, сейчас от краски уже почти ничего не осталось.



Здесь все неспроста. Импровизированные стальные надолбы у основания опоры ЛЭП - для защиты ото льда. В один из последних ледоходов опору свернуло ледовой массой.





 Игарский Лесопильно-перевалочный комбинат.

  Крупнейший некогда в стране комплекс перерабатывал высокосортную древесину, работая, прежде всего,  на экспорт. Наибольшего пика ЛПК достиг в начале 70х, навигация на Енисее длилась тогда почти до середины ноября, комплекс мог  поставлять на экспорт до полутора миллионов кубометров пиломатериала ежегодно, планировался выход на показатель в два миллиона. Всего здесь было задействовано 4 лесопильных завода, производящих продукцию достаточно широкой номенклатуры, начиная с бруса и досок, заканчивая мелочью типа рейки и тарной дощечки. Постоянно вводились новые технологии подготовки продукции к продаже: искусственная сушка, антисептики, транспортные пакеты, автоматизированная сортировка лесоматериалов и т.д. Порт тогда не стоял без дела,в очередь на погрузку могло стоять до 25 морских судов. Большую отгрузку пиломатериала давал разве что Архангельск.
  Это период расцвета и самого города.

  Ранее, в  1962 году  случился пожар, сгорело 160 тысяч кубометров готовой лесопродукции, огонь перекинулся на город, огнем было уничтожено 65 жилых и административных зданий. Страна не оставила Игарку один на один со своей бедой, в город приехали сотни строительных бригад из Красноярска, Норильска, Канска, Ачинска, Енисейска. Тогда Игарка представляла собой одну большую стройку. К началу 70х в город был фактически отстроен заново. По городу курсировали 14 автобусов и 9 такси. Открыто шесть отделений связи. В городе 12 школ, 14 детских садов и 8 яслей, 12 библиотек.  Работают телевизионный центр, филиал школы № 9, фотоателье, парикмахерская, сберкасса, сеть магазинов, два клуба, два диспансера, ресторан, пять столовых, больница и поликлиника.

  Но в конце 70х была построена железная дорога практически до самого Енисейска, началось возведение нового города-порта Лесосибирск. Перевалка леса постеменно смещалась туда. С этого момента объемы производства комбината понемногу уменьшались, что не могло не сказаться и на городе. Кризисные 90-е окончательно погубили экономику Игарки. ЛПК был убит, как и вся лесная промышленность страны. Невыплата зарплат, талонная система, дефицит продуктов - все тут было. В итоге сегодня мы видим то что видим. Мне, как человеку с детства близкому к лесной отрасли, вдвойне грустно видеть все это.









  Обычная картина. Отвалы из отходов деревообработки, вперемешку с обгоревшими остовами зданий.
Территория ЛПК занимает примерно 70%общей площади города. С учетом, в каком состоянии находится ЛПК, понятно, почему город производит тягостное впечатление. Маршрут автобуса кстати пролегает как раз через бывшие производства, так что картиной можно наслаждаться всю поездку. Сгоревшие, разрушенные, полуразобранные цеха, боксы, генераторные, ржавые или рухнувшие краны, остовы машин. Игарцы грустно шутят, что у них можно без подготовки снимать фильмы про войну.
Когда ЛПК закрывался, на складах готовой продукции оставались штабеля с пиломатериалом. Так и лежат они там по сей день. Ну что-то растащили и растаскивают еще, что-то сгорело, что-то сгнило. Тысячи кубометров пиломатериала сортов от второго до "Экстры"...



  На такой вот немного грустной ноте закончу я пожалуй первую часть своего повествования об Игарке.
Каждый город интересен по-своему. Так же по своему интересна и неповторима Игарка. Несмотря общий упадок, это уникальное место, и в историческом, и в географическом, и в социальном аспекте. И, как и многое у нас, держится здесь все на удивительном создании, имя которому - Русский человек. Люди здесь другие, нежели в Красноярске. Более открытые, так что-ли. И взаимовыручка здесь - не пустой звук. На Севере иначе никак.

  А я тем временем вышел с парома на остров и побрел потихоньку до гостиницы, там недалеко, километра полтора может. Оттуда же, с парома выехал бортовой Урал, нагнал меня, остановился: "прыгай в кузов, подвезу!" А в кузове вахтовики с Ванкора человек 15, едут в аэропорт.  Приняли вещи, помогли забраться. Так и доехали :)

В следующем посте расскажу про аэропорт Игарки, доблестную Службу авиационной безопасности, которая не пустила меня на съемку, ну и посмотрим чего я там наснимал. А поснимать все-таки удалось, так что не переключайтесь :)




  • 1
На одном духе! Интересно! Упадок, конечно, не радует, но фотографии с природой, небом и берегом Енисея шикарны! Про людей согласен, все, кого знаю с севера очень открытые, общительные. Буду ждать продолжения ). Ты уже вернулся или оттуда телеграфируешь? ))

Леша, благодарю! Вернулся, я на сутки летал, среда туда, четверг назад, такая экспресс-командировка :)

Да, помню, когда сидел в штабе по ЧСке в связи с катастрофой Ан-24 в Игарке, что по космоснимкам увидел, что аэропорт на острове находится. Интересное решение. Ли-2 классный!! Даже дико, что в таком состоянии хорошем сохранился. Упадок конечно налицо, но не шибко он жуткий по сравнению с постом airguide про Норильск.

Ага, видел я тот лесок, куда Ан-24 упал тогда...
Ли 2 да, в отличном состоянии для его возраста, поддерживают состояние, все-таки. И даже окраска полярная почти оригинальная, никакой самодеятельности :)
И да, про Норильск у Юры Яшина почитал, капец, конечно, мне говорили живущие там что все печально, но что-то как-то совсем уж..

ЛИ-2 был зелёного цвета,номер 73981-есть цветное фото,мой отец занимался тогда фотографией.а установлен в качестве памятника в середине семидесятых.

репортаж замечательный,спасибо!всё мечтаю на Родину сьездить...всё детство там осталось.

за фотки зачот,за антисталинские всхлипы минус
надоел жыдовский скулёж

За зачот спасибо, а всхлипов нет никаких. Есть история страны, отрицать которую глупо, какой бы она ни была.

таран лариса дмитриевна

(Anonymous)
Привет, мои любимые северяне. Привет Игарка, моя любовь и печаль. Радости, тепла, успехов и удачи. Возрождайся из пепла. Я верю в тебя.

ЛИ-2 положим это не последний экземпляр Игарского ОАО. Последний улетел на Диксон и установлен там.

Хомуты для строительных лесов

(Anonymous)
Хомуты представляют собой значимый составная часть металлических лесов, используемых при строительных и ремонтно-профилактических работах. В зависимости от конструкции существуют хомуты поворотного и неповоротного типа. Аналогично изделия отличаются по методике производства. Представленные сегодня на рынке хомуты производятся кованым или штампованным методом. Для защищенности от ржавчины изделия обрабатываются слоем цинка.

Обычный хомут представляет собой зажимную скобу с винтом, способным надежно фиксировать металлические трубы. Конструкция продукта осуществлена таким способом, для того чтобы успешно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, появляющимся при работе на строительных лесах. Хомуты могут использоваться неоднократно.

Если Вы хотите уточнить цену или купить хомуты для строительных лесов, обратитесь в офис компании Betonka.pro.


Внимание, внимание [url=http://betonka.pro/category/stroitelnye-lesa/homut/]на сайте[/url] - хомуты для сторительных лесов

  • 1