Kirill_KVS (kirill_kvs) wrote,
Kirill_KVS
kirill_kvs

Categories:

Ту-16 с аэродрома Анадырь



Сегодня немного истории.
Мне в руки попала небольшая подборка фотографий с участием знаменитого советского бомбардировщика средней дальности - Ту-16. Самолёт примечателен прежде всего тем, что он стал первым массовым советским носителем ядерного оружия, и серьёзной фигурой в противостоянии Востока и Запада второй половины прошлого века. Автор снимков - пилот а\к "КрасЭйр", командир Ил-62, Ту-154, а в молодости, на военной службе - штурман одного из дальних разведчиков Ту-16Р.

Снимки датируются 1970-1975 годом, то есть самый разгар Холодной войны. На фотографиях фигурируют борта, базировавшиеся на то время на Чукотке, аэродром г. Анадырь.
Фото публикуются с разрешения автора.

Аэродром Анадыря "Угольный" довольно интересен, поэтому в качестве придисловия - расскажу пару строк о нём, из того, что узнал сам:

  Основное предназначение аэродрома в то время - дозаправка и пополнение бомбового вооружения (включая ядерные боеприпасы) самолётов стратегической авиации СССР. Стратегически выгодное расположение, близость к Аляске и Западному побережью США сделали Анадырь одним из важных компонентов "ядерного щита" страны.



    К началу 1960-х годов в десятке километров от аэродрома в вечной мерзлоте было построено огромное подземное хранилище «Портал» (Объект "С") с полной противоатомной защитой. Назначение объекта – хранение и регламентное обслуживание ядерного вооружения (ядерной боевой части).
  Для обеспечения работы хранилища был построен военный городок Анадырь-1 (Магадан-11). Здесь же базировались 3 подвижных (на базе МАЗ-547) ракетных комплекса "Пионер", целями которых являлись американские РЛС предупреждения о ракетном нападении, а также база атомных подводных лодок "Бангор" близ Сиэтла.


  В США конечно знали об этом аэродроме и следили за деятельностью русских на севере СССР, неспроста одна из известнейших операций Генштаба СССР времён Холодной войны по размещению боевых подразделений и атомного вооружения на Кубе в 1962 году носила название "Анадырь".  Колоссальная работа по дезинформации вероятного противника и маскировке перемещений войск имела успех, и в Вашингтоне поняли что же реально происходит только "де факто", когда 14 октября 1962 года разведывательный U-2 совершил облёт и фотосъемку "Острова Свободы".

  На сегодняшний день международный аэропорт Анадыря "Угольный" принимает рейсы авиакомпаний Якутия, Трансаэро, ВИМ-Авиа, Bering Air из Москвы, Владивостока, Хабаровска, Анкориджа, на местных авиалиниях работает государственное предприятие "ЧукотАвиа". "Угольный" является портом совместного базирования, выполняя функции аэродрома подскока для Ту-95МС из Энгельса.

Но вернёмся к самолёту:

1



Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16 примерно 40 различных модификаций

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Без преувеличения - это один из символов Холодной войны и один из самых узнаваемых советских военных самолётов того времени.

Самолёт состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении почти 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился по лицензии под названием Xian H-6 в Китае - cамолёты этого типа в различных модификациях эксплуатируются в КНР до сих пор.

2

Это был передовой во всех отношениях самолёт: здесь впервые были пременены многие материалы и технологические решения. Так, например, в основных стойках шасси впервые в мире применили оригинальную схему уборки: стойки убирались в крыльевые гондолы назад по полету, при этом тележка запрокидывалась назад в положение, параллельное стойке (аналогично Ту-154)

  Экипаж самолёта состоял, как правило, из шести человек — командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Все рабочие места были оборудованы (в отличии от Ту-95, например), катапультными креслами, причём катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх. Перед катапультированием кресла лётчиков по рельсам откатывались назад, для предотвращения травмирования о штурвальную колонку

3


Наработки, сделанные при создании одного из первых прототипов Ту-16 - он назывался "модель 82", в дальнейшем использовались в конструкции фронтового бомбардировщика Ту-22.

Ту-16 примечателен и тем, что именно на его базе в 1955 году был построен Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт

 4


5


  К вылету готовится Ту-16Р - дальний разведчик. Модификация различима по подвесным контейнерам с аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3. Дополнительно такие борта оснащались 7 фотокамерами и станцией активных помех

6


Перед боевым дежурством: личный состав обметает свои машины

7


   Дозаправка в воздухе где-то над бескрайними просторами СССР. Заправщик - Ту-16З - одна из многочисленных модификаций этой машины. Всего в заправщики было переоборудовано около 100 бомбардировщиков-носителей ядерного оружия Ту-16А.

8


  Обращает на себя внимание ныне ушедшая в прошлое система дозаправки "крыло-крыло", когда заправочный рукав выпускается из консоли крыла заправщика и улавливается крылом заправляемого борта. Это один из наиболее трудоёмких методов дозаправки в воздухе, требующий от экипажей высокой слётанности и профессионализма.

 При таком методе заправки лётчики заправляемого самолёта не могли в полной мере визуально контроллировать процесс стыковки и в точности выполняли команды оператора из числа членов экипажа. Для дозаправки в тёмное время суток консоль крыла подсвечивалась прожектором.

  Следующее фото - несмотря на качество снимка самолёт весьма узнаваем: F-104 "Starfighter". Один из классических эпизодов Холодной войны - перехват самолётов дальней авиации СССР истребителями стран НАТО

9


В России Ту-16  был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории.

10


В домашнем архиве нашлось также и несколько кадров "Медведей" - Ту-95

11


Вероятнее всего это "чистый" Ту-95, или Ту-95М. Внизу насовой части расположился обтекатель РЛС кругового обзора "Рубидий".

А ниже уже более привычный глазу вариант - ракетоносец с внушительных размеров обтекателем прицельно-навигационной БРЛС "Обзор"

12


А вот и сам автор.
Интересное было время! Непростое, но без всякого сомнения захватывающее. Не каждый пилот из летающих ныне может похвастаться такой богатой лётной жизнью, какой сложилась она у этого парня, с улыбкой позирующего фотографу на крыле Туполева.

13


Ну вот, на сегодня всё.
Не забывайте историю родной страны. Спасибо за внимание!
Tags: Анадырь, Холодная война, ту-16
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →