?

Log in

No account? Create an account

kirill_kvs


Крылатый металл Красноярья


Previous Entry Share Next Entry
Игарский музей вечной мерзлоты
kirill_kvs


  Игарский краеведческий комплекс - музей, не похожий на другие. Место относительно труднодоступное с той точки зрения, что попасть в саму Игарку можно только самолётом, либо по Енисею в период навигации. Это единственный в мире музей, обладающий уникальным подземельем в толще вечномерзлотного грунта, а главный его экспонат - сама вечная мерзлота. 38 морозных картинок под катом.

  Игарка - город в 1330 км к северу от Красноярска, находится за Полярным Кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Я бывал здесь много раз, и другие мои картинки из самого города, местного аэропорта, и не только, можно найти в соответствующих репортажах по этим ссылкам, либо по ссылкам в саааамом конце данной фотозарисовки:

Игарка: город и Люди
Игарка авиационная
Крылья Игарки
Аэропорт Игарки. Ночь.

Игарка в декабре.

  Комплекс начал свою историю в 1936 году, когда здесь была основана научная мерзлотная лаборатория. Датой основания музея принято считать 19 марта 1965 года, когда при лаборатории, возглавляемой доктором минералогических наук Александром Пчелинцевым был отрыт для общего посещения зал, посвященный мерзлоте и истории её изучения. С тех пор музей постоянно развивается: открываются новые выставки и экспозиции, по сей день ведутся разработки в подземной части комплекса. В фондах на сегодня хранится свыше 6500 экспонатов.

1


Музей (а точнее - музейный комплекс) состоит из четырёх отделов, три из которых: подземная часть, стройка №503 и отдел природы сосредоточены в одном месте, по адресу ул. Большого Театра, 15 "А", а четвертый - отдел истории расположен в жилой части современной Игарки - 2-й микрорайон, 5.
Визитная карточка - деревянный дом, украшенный резьбой по дереву: внутри расположился отдел природы, и отсюда же можно спуститься под землю и встретиться с мерзлотой лицом к лицу:

2


Но не ищите Большого театра на улице Большого Театра...да и вообще ничего здесь, кроме музея, не ищите. Это старая часть города, территория, где располагался некогда гигантский Игарский ЛПК. Сейчас  музейный комплекс - единственные уцелевшие сооружения в округе:

3


Внутри основного здания - классический такой, очень уютный краеведческий зал: можно узнать о народах, населяющих эти территории, местной флоре, фауне, особенностях климата:

4


5


11 мая 2002 года королевой Бельгии Фабиолой музею был вручен диплом "За выдающиеся достижения" по итогам конкурса на лучший европейский музей.

6


Под землю спустимся чуть попозже, а пока выйдем на улицу.
В соседнем здании расположились две постоянных экспозиции: "Стройка №503", посвященная истории строительства участка "Салехард-Игарка"  Трансполярной ж\д магистрали, и "История репрессий Игарского района".

7


Игарка печально известна тем, что отсюда в период с 1947 по 1953 годы силами заключённых велось строительство железнодородной магистрали Салехард-Игарка (стройка №503) - одного из участков "дороги на костях", трансполярной ж\д магистрали, унесшей тысячи человеческих жизней и в последствии заброшенной.

8


 В музее представлены реальные предметы обстановки и быта заключенных, вывезенные из лагпунктов.
Начало коллекции по истории строительства железной дороги, называемой «сталинской» или «мёртвой дорогой», было положено в 1992 году, когда в музей поступили предметы, найденные в лагпунктах, расположенных в районе посёлка Ермаково.

Нары типа "вагонка" с табличками с именами заключенных. Были обнаружены в лагпункте №17 на берегу озера Вымского, на сухом проветриваемом чердаке одного из бараков, поэтому сохранность очень высокая:

9


10


Еще несколько экспонатов.
Тумбочка и алюминиевая посуда из лагпункта №29

11


Умывальник. Лагпункт №17 на озере Вымского:

12


Окно штрафного изолятора из лагпункта №29:

13


Карта трансполярной магистрали:

14


Обратите внимание на фото: для преодоления водных преград, помимо мостов, использовались железнодорожные паромы. После 1953 года все это было брошено на бескрайних северных просторах.

15


Пачка из-под карандашей "Спартак", лагпункт №17:

16


Самодельные игральные карты:

17


Возвращаемся в основное здание, и отсюда - спускаемся под землю.
Подземная выработка в вечной мезлоте составляет 150 квадратных метров на глубине от семи до десяти метров.
Сразу скажу, что осматривать музей (это касается не только подземной части) правильнее всего с экскурсоводом. Стоимость экскурсии по всем отделам - порядка 500 рублей, взамен - получаете кучу новых знаний и интересностей.

18


Самая запоминающаяся "картинка" - вот такие мерзлотные коридоры.

19


Температура в подземелье - около - 5 градусов Цельсия: это идеальные условия для поддержания мерзлотных сводов в ествественном устойчивом состоянии.

20


Примечательно, что для поддержания температуры не используется холодильное оборудование: суровый климат Игарки позволяет. Это делает музей уникальным.

21


Основная экспозиция располагается на глубине от 7 до 8,5 метров. Здесь можно увидеть оборудование, ипользовавшееся первыми мерзлотоведами, образцы различных пород, лёд, возрастом в десятки тысячелетий:

22


23


24


25


26


27


Спускаемся на отметку -10 метров:

28


А вот и сама многолетняя мерзлота. Слои глинистого грунта чередуются с прослойками (шлирами) сегрегационного льда. Становится понятно, насколько осложнено строительство зданий на таких грунтах, и что будет, если мерзота под зданием начнёт таять:


29


Доказано, что возраст вечной мерзлоты в районе Игарки от 40 до 98 тысяч лет, а ее мощность от 35 до 60 метров.

30


Сотрудники музея ведут активную общественную деятельность, постоянно организуя всевозможные Музейные дни и вечера, мастер-классы, выставки. А еще - их руками музей украшается всевозможными ледяными интересностями, например вот: вмороженные в лёд представители местной флоры:

31


32


33


34


Чисто декоративный, но симпатишный зал новогодней тематики:

35


В 30-е годы при проходке одного из коридоров было найдено захоронение реликтовых лиственниц. Установленный возраст деревьев - 49 тысяч лет. Можно потрогать руками:

36


37


В подземной части по прежнему ведутся работы и научные исследования. Не все коридоры доступны для посетителей:

38


Окажетесь вдруг в Игарке - обязательно к посещению. Как обычно, фотография не передает всей окружающей атмосферы, и лично для меня этот час с небольшим под землёй - воспоминания на всю жизнь, пожалуй.

Всё на сегодня. Спасибо за внимание!

Posts from This Journal by “Игарка” Tag

  • Игарка в декабре

    Наконец я добрался до прошлогодних декабрьских фотографий. В последний месяц ушедшего года слетал в Игарку, буквально на день, о чём и будет…

  • Аэропорт Игарка. Ночь.

    В декабре слетал в Игарку. Картинок привёз не очень много, ибо полярные сумерки не располагают к длительным фотопрогулкам. Ну да зато попал,…

  • Крылья Игарки

    В середине недели я вернулся из очередной командировки в Игарку. Летать без фотоаппарата уже давно не получается, поэтому предлагаю посмотреть…

  • Игарка авиационная

    Первая часть вот здесь На утро следующего дня у меня была договоренность с руководством аэропорта на фотосъемку на перроне.Тут дело как было:…

  • Игарка. Город и люди

    Слетал я тут по рабочим нуждам в Игарку, о чем немножко расскажу, в картинках, само собой. Поговорим о том что же такое эта легендарная Игарка,…



  • 1
А что с железной дорогой? Достраивать её не собираются? Или смысла нет?

Частично достроили (ветка Уренгой-Надым).
Остальное нужно уже строить заново: рельсы все сняли и продали в Японию, насыпи уплыли.
Планы на стройку есть, самой стройки нет.

Был в Игарке раза 3-4.

По-настоящему интересный пост среди массы шмурдяка в ЖЖ.
Спасибо.

Спасибо - очень интересно было читать и посмотреть фотографии.

Большое спасибо! Очень интересное место!

Спасибо, интересно.

очень здорово, спасибо за экскурс!

Вот удивились наверно в Европе, когда узнали куда грамоту лучшему европейскому музею посылать :)

Очень достойный и интересный музей!
На поездку сюда надо решаться осознанно: вряд ли бывают хорошие скидки на авиабилеты в этом направлении.

Нифига какая крутотень. Могли бы дополнительными плюшками обложить и посетителей со всемго мира привлекать.

  • 1