?

Log in

No account? Create an account

kirill_kvs


Крылатый металл Красноярья


Previous Entry Share Next Entry
Не цепляет?
kirill_kvs


Меньше десятка картинок, немного букв и 5 минут вашего внимания - разбираемся с коэффициентом сцепления.
В Красноярске второй день валит долгожданный снег. На улице, надо сказать, просто сказка! Здоровенные шапки снега лежат везде, где только можно.
Город преобразился, наконец повеяло зимой и Новым годом.
  В Емельяново наверняка тоже красота и кипит работа: околонулевые температуры при таких осадках заставляют особое внимание уделять de-icing procedure,
а величина Коэффициента сцепления преобретает особую важность.

  К чему это я?
На крайнем подзаборинге, совместном с парнями gisman and alexei_astr, на полосе был замечен вот этот неприметный автомобиль с тележкой, которую,
помнится мне, некая Леди на зимнем офспоттинге определила как "аа, да это ящик с инструментами".
  Тем не менее, УАЗик-"Буханка" с загадочной штуковиной на хвосте не просто так по полосе рассекает - он замеряет коэффициент сцепления -
важнейший для любого аэропорта в мире параметр. Разберемся?


Итак, девайс зовется АТТ-2 - "Аэродромная тележка тормозная"

1.




  Устроена она просто, как и все гениальное: имеем два колеса разного диаметра: одно побольше - ведущее, второе поменьше - измерительное.
Колеса жестко соединены между собой через кардан.
А раз диаметр колес разный, то и угловые скорости при движении тележки вперед будут тоже разные, верно?
Таким образом получается(помним про кардан), что "маленькое" измерительное колесо при прокатывании тележки будет буксовать,
создавая внутреннее напряжение на кардане. Вот это самое напряжение и регистрируется тензометрическим (переводящим деформацию в электрический сигнал)
датчиком. Понятно, что на сухом бетоне колесу проскальзывать тяжелее - напряжение на датчике будет побольше, в дождь поменьше...ну и так далее.

2.


На фото выше видим тот самый датчик, заключенный в параллелограмм сил.
Внутренний мир телеги пошарпан? А то...гаджет используется годами нещадно...

 Механические напряжения на датчике создают электрический ток, который регистрируется микроамперметром на блоке наблюдения (на фото ниже, прибор со стрелочкой).

3.





Вот и вся наука: стрелочка отклоняется, и показывает нам заветный Ксц. Вуаля!

  Но не все так радужно.
Аэродромная тележка используется с 70-х годов.
Без малого - это один из самых распространенных аттрибутов любого аэропорта нашей необъятной Родины, да и стран СНГ, пожалуй.
АТТ-2 не отвечает требованиям ИКАО и не сертифицирована Международным авиационным комитетом.
Проще говоря, подвирает телега наша, и иностранным экипажам на ее показания мягко говоря, накласть.
Безвыходных положений, как мы знаем, не бывает, поэтому после замера Ксц его значения приводятся к нормативным в соответствии с таблицей:

4.

  Могу ошибаться, но насколько я знаю на сегодня Ксц всегда дается "нормативный", независимо зарубежный борт, или наш
(вроде был случай, когда Люфтганзе в Киеве дали "измеренный" 0,27, они струхнули и вернулись в Германию.
Но это по памяти, у кого есть подробности, вэлкам в комментарии).

Есть другой, чуть более топорный способ определения Ксц - деселерометр
(метод упоминается в том числе ВасильВасиличем Ершовым в "Дневниках")

5.


Тут без подробностей: прибор лепится присосками на лобовое стекло все той же "Буханки", авто разгоняется до 40 км/ч
с последующим торможением "педаль в пол".
Стрелка на приборе отклоняется, показывая величину отрицательного ускорения, которое потом и пересчитывается в Ксц.

Ну и есть совсем хардкорный способ в виде покатушек по ВПП на "Буханке" с торможениями юзом, замерами скорости,
времени и тормозного пути и пересчете в Ксц по формуле. Но это уж совсем на случай мировой революции, наверное.

  А еще есть таблицы: типа вышел ты на ВПП, пощупал покрытие, полистал таблички, и определил коэффициент значит, ага.

  Прогресс не стоит на месте, и счастье в жизни тоже все-таки есть.
Современные устройства замера коэффициента сцепления существуют, и основаны они, прежде всего, на принципе принудительного подтормаживания
измерительного колеса магнитными муфтами и замера усилий на оси колеса.
Такие устройства дают гораздо меньшую погрешность, отвечают требованиям ИКАО, сертифицированы МАК.
Танцев с бубном и таблицами пересчета здесь, конечно, тоже нет.
Показания приборов могут напрямую передаваться в КДП по радиоканалу (некоторые приборы производятся в расчете в том числе и на ВВС,
поэтому радиоканал шифруется в соответствии с требованиями МО РФ - нечего бусурманам знать состояние наших аэродромов)

6                                                                                                                                 7.
 

Ну вот и все, технической пятиминутке конец.
Комментарии/дополнения/исправления категорически приветствуются.
Если узнали что-то новое для себя - чирканите в комментах, мой вечер прожит не зря, буду безмерно рад :)



"Ну, сколько же дадут? 0,37? 0,34? 0,30?" - Как же ждут порой экипажи на эшелоне этих заветных цифр: "Садимся? Ждем? На запасной?"

Помните как у Ершова?
"Садимся, ребята..."

  • 1
Эка тебя ночью на какие темы тянет :)

Интересно было прочесть, спасибо.

Спасибо! Рад, что заинтересовал. Да, в последнее время только и удается ночью что-нибудь калякать.. :))

Спасибо за рассказ. Для чего нужна буханка с прицепом я еще догадался, а вот как оно работает и какие альтернативы - не знал. :-)

Спасибо, что заглянули :)

Круто! Вот прям очень очень круто!
Во-1х, я эту буханку нынче и не заметил даже, где я был в это время? :)
Во-2х, я и раньше ее не видал никогда, только чистилки по полосе гоняли.
Так что Большое спасибо за ликбез! Белых пятен становится всё меньше! :) Спасибо за труды!
Теперь осталось узнать, как замеряют видимость в начале,середине и конце полосы

Я тоже не видел буханки. )) только лимузины эти )

Сам недавно размышлял об устройстве, после твоего поста кстати. Примерно так и представлял, что что-то чему-то сопротивляться должно )
Отличный ликбез провел, спасибо что время потратил. Кратко, по делу и все ясно.
Научный подход ) Ночь, она располагает ))
Но вот подумал, ее же уводить должно все время в сторону малого диаметра. Она наверное, так и скачет туда-сюда.

Edited at 2013-12-19 03:03 am (UTC)

Re: Интересно!

Лучше бы ночь спать располагала, но как-то режим мой погиб уже давно, так что вот :)))
Рад, что понравилось! Правда :)
Телега да, скачет, это один из ее недостатков.. ))

Ушло в личный архив с тэгом "авианаука" :) Спасибо! :)

Спасибо, что ознакомились! Рад, что пригодилось :)))

Отличный ликбез. Про телегу эту знал что она для замера сцепления, а в тонкости этих замеров как то не вдавался. С удовольствием прочёл ;-)

Не зря писал значит, да и сам разбирался кое-в-каких моментах по ходу написания :) Андрей, спасибо! :)

Спасибо за труд! Информация полезная)

Рад, что оценили, спасибо :)

Спасибо за подробный рассказ с иллюстрациями.

Честно говоря, я не знал про то, что эти тележки устарели и не сертифицированы по всем международным нормам. Интересно, сколько стоит новый, отвечающий всем требованиям, измерительный агрегат и почему ими не оснащают все аэропорты в России?

Спасибо за добрые слова!
Стоимость современного измерительного комплекса я искал, да не нашел. Смею предположить, что удовольствие недешевое, как и все в авиации..
Почему не заменяют старое на новое? Скорее всего причины прозаичны: "по старинке" Ксц замеряют уже 40 с лишним лет, под ИКАО показания эти таки "пролазят", благодаря пересчету по таблице. Соответственно, результат налицо, Ксц замеряется, зачем покупать новое? Аэропорты в большинстве своем обычные коммерческие организации, лишний раз деньги тратить..неет, да зачем им это. Более того, тележки АТТ до сих пор производятся, а следовательно, продаются, так что..
Хотя крупные аэропорты, типа московских, скорее всего перешли уже на что-то посерьезнее.

спасибо, весьма интересно.
цена из тендера http://www.gazpromavia.ru/index.php?id=358

Спасибо за отзыв и ссылку :)
Примерно так и представлял себе, стоит как небольшой самолет..

Познавательно! Во как оно на магии работает!!!

Спасиб! Даа и не говори, в авиации без магии никуда :))

Спасибо, было очень интересно :)
Особенно узнать, что АТТ-2 не отвечает требованиям ИКАО и не сертифицирована Международным авиационным комитетом.

Спасибо за отзыв, рад, что заинтересовал :)

>радиоканал шифруется в соответствии с требованиями МО РФ - нечего бусурманам знать состояние наших аэродромов.
Бусурмане могут слушать открытый эфир военного экипажа с КДП, где оный коэффициент будет упомянут.

Согласен, сам слушаю армейцев иногда. Сейчас мирное время все-таки. Но функционал у новых тележек есть такой, это факт, как впрочем есть и возможность шифрования радиоканала :) Ну и информация о Ксц все-таки не такой уж страшный секрет..

  • 1