Kirill_KVS (kirill_kvs) wrote,
Kirill_KVS
kirill_kvs

Category:

Не цепляет?



Меньше десятка картинок, немного букв и 5 минут вашего внимания - разбираемся с коэффициентом сцепления.
В Красноярске второй день валит долгожданный снег. На улице, надо сказать, просто сказка! Здоровенные шапки снега лежат везде, где только можно.
Город преобразился, наконец повеяло зимой и Новым годом.
  В Емельяново наверняка тоже красота и кипит работа: околонулевые температуры при таких осадках заставляют особое внимание уделять de-icing procedure,
а величина Коэффициента сцепления преобретает особую важность.

  К чему это я?
На крайнем подзаборинге, совместном с парнями gisman and alexei_astr, на полосе был замечен вот этот неприметный автомобиль с тележкой, которую,
помнится мне, некая Леди на зимнем офспоттинге определила как "аа, да это ящик с инструментами".
  Тем не менее, УАЗик-"Буханка" с загадочной штуковиной на хвосте не просто так по полосе рассекает - он замеряет коэффициент сцепления -
важнейший для любого аэропорта в мире параметр. Разберемся?


Итак, девайс зовется АТТ-2 - "Аэродромная тележка тормозная"

1.




  Устроена она просто, как и все гениальное: имеем два колеса разного диаметра: одно побольше - ведущее, второе поменьше - измерительное.
Колеса жестко соединены между собой через кардан.
А раз диаметр колес разный, то и угловые скорости при движении тележки вперед будут тоже разные, верно?
Таким образом получается(помним про кардан), что "маленькое" измерительное колесо при прокатывании тележки будет буксовать,
создавая внутреннее напряжение на кардане. Вот это самое напряжение и регистрируется тензометрическим (переводящим деформацию в электрический сигнал)
датчиком. Понятно, что на сухом бетоне колесу проскальзывать тяжелее - напряжение на датчике будет побольше, в дождь поменьше...ну и так далее.

2.


На фото выше видим тот самый датчик, заключенный в параллелограмм сил.
Внутренний мир телеги пошарпан? А то...гаджет используется годами нещадно...

 Механические напряжения на датчике создают электрический ток, который регистрируется микроамперметром на блоке наблюдения (на фото ниже, прибор со стрелочкой).

3.





Вот и вся наука: стрелочка отклоняется, и показывает нам заветный Ксц. Вуаля!

  Но не все так радужно.
Аэродромная тележка используется с 70-х годов.
Без малого - это один из самых распространенных аттрибутов любого аэропорта нашей необъятной Родины, да и стран СНГ, пожалуй.
АТТ-2 не отвечает требованиям ИКАО и не сертифицирована Международным авиационным комитетом.
Проще говоря, подвирает телега наша, и иностранным экипажам на ее показания мягко говоря, накласть.
Безвыходных положений, как мы знаем, не бывает, поэтому после замера Ксц его значения приводятся к нормативным в соответствии с таблицей:

4.

  Могу ошибаться, но насколько я знаю на сегодня Ксц всегда дается "нормативный", независимо зарубежный борт, или наш
(вроде был случай, когда Люфтганзе в Киеве дали "измеренный" 0,27, они струхнули и вернулись в Германию.
Но это по памяти, у кого есть подробности, вэлкам в комментарии).

Есть другой, чуть более топорный способ определения Ксц - деселерометр
(метод упоминается в том числе ВасильВасиличем Ершовым в "Дневниках")

5.


Тут без подробностей: прибор лепится присосками на лобовое стекло все той же "Буханки", авто разгоняется до 40 км/ч
с последующим торможением "педаль в пол".
Стрелка на приборе отклоняется, показывая величину отрицательного ускорения, которое потом и пересчитывается в Ксц.

Ну и есть совсем хардкорный способ в виде покатушек по ВПП на "Буханке" с торможениями юзом, замерами скорости,
времени и тормозного пути и пересчете в Ксц по формуле. Но это уж совсем на случай мировой революции, наверное.

  А еще есть таблицы: типа вышел ты на ВПП, пощупал покрытие, полистал таблички, и определил коэффициент значит, ага.

  Прогресс не стоит на месте, и счастье в жизни тоже все-таки есть.
Современные устройства замера коэффициента сцепления существуют, и основаны они, прежде всего, на принципе принудительного подтормаживания
измерительного колеса магнитными муфтами и замера усилий на оси колеса.
Такие устройства дают гораздо меньшую погрешность, отвечают требованиям ИКАО, сертифицированы МАК.
Танцев с бубном и таблицами пересчета здесь, конечно, тоже нет.
Показания приборов могут напрямую передаваться в КДП по радиоканалу (некоторые приборы производятся в расчете в том числе и на ВВС,
поэтому радиоканал шифруется в соответствии с требованиями МО РФ - нечего бусурманам знать состояние наших аэродромов)

6                                                                                                                                 7.
 

Ну вот и все, технической пятиминутке конец.
Комментарии/дополнения/исправления категорически приветствуются.
Если узнали что-то новое для себя - чирканите в комментах, мой вечер прожит не зря, буду безмерно рад :)



"Ну, сколько же дадут? 0,37? 0,34? 0,30?" - Как же ждут порой экипажи на эшелоне этих заветных цифр: "Садимся? Ждем? На запасной?"

Помните как у Ершова?
"Садимся, ребята..."
Tags: ВПП, авиация, аэропорт, ликбез, самолет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments